Пятница, 14.08.2020, 16:30
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

методическая разработка для студентов СЛР

 
 
Уважаемые студенты!
 
    Данная методическая разработка поможет Вам освоить материал практического занятия по теме: «Сердечно-легочная реанимация во внебольничных условия».
     Методическая разработка состоит из двух частей: 
I.ВВЕДЕНИЕ
    Содержит основные цели практического занятия, перечень вопросов для подготовки к занятию, перечень литературы для подготовки к занятию, оснащение занятия.
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 
     Содержит план практического занятия, что позволит Вам иметь полное представление об этапах самостоятельной работы. Здесь же представлены методические рекомендации к манипуляциям, проблемно-ситуационные задачи, тестовые задания.
 
I. Введение
      Актуальность данной темы обусловлена тем, что в проведении сердечно-легочной реанимации фактор времени играет первостепенную роль: при ее немедленном начале успешное оживление достигает 80 – 90%, а при задержке падает до 10 – 20%. Не следует бояться «преждевременно» начать реанимационные мероприятия. Если клиническая смерть еще не наступила, но угнетение сердечной и дыхательной функций настолько выражено, что заставляет усомниться в их наличии, проведение СЛР, безусловно, показано, так как в любом случае способствует повышению эффективности дыхания и кровообращения. Необходимость четких и, что наиболее важно, незамедлительных действий при проведении реанимационных мероприятий требует почти автоматического исполнения всех процедур. Несоблюдение или нарушение последовательности манипуляций сводит на нет все усилия по спасению жизни, поэтому изложение этой последовательности в руководствах и практическое обучение методам реанимации носят характер жестких инструкций, не допускающих различных толкований.
    П. Сафаром сформулировал так называемое правило АВС на последовательность этапов оживления.
 
1. Элементарное поддержание жизни (осуществляет немедицинский и медицинский персонал):
- восстановление проходимости дыхательных путей – А
- восстановление дыхания (ИВЛ) – В
- поддержание кровообращения путем массажа сердца – С
 
2. Дальнейшее поддержание жизни (осуществляет медицинский персонал):
- лекарственная терапия – D
- электрокардиография – Е
- дефибриляция – F
 
3. Длительное поддержание жизни (проводится врачами-реаниматологами):
- оценка состояния пациента, установление причин клинической смерти, прогноз – G
- восстановление нормальной функции головного мозга – H
 
По изучаемой теме Вы должны знать:
- технологии выполнения медицинских услуг;
- факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала; Основы эргономики
 
По изучаемой теме Вы должны уметь:
- собрать информацию о состоянии пациента;
- определить проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья;
 
По изучаемой теме Вы должны иметь практический опыт:
- выявления нарушений потребностей пациента;
-оказания медицинских услуг в пределах своих компетенций;
- планирования и осуществления сестринского ухода;
 
Для достижения поставленной цели при подготовки к занятию Вам необходимо ознакомиться с литературой:
1. Т.П.Обуховец, Т.А. Склярова, О.В. Чернова «Основы сестринского дела» практикум, г.Ростов-на-Дону, 2007г. стр.445-451
2. Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова «Основы сестринского дела» теория и практика в 2-х частях, Часть 2, г.Ростов-на-Дону, 2008г. стр.339- 349
3.Учебное пособие «Манипуляции в сестринском деле» под общей редакцией А.Г. Чижа, г. Ростов-на-Дону, 2009г. стр. 175-180
4.Учебное пособие по основам сестринского дела / под редакцией А.И. Шпирна – М.; ВУНМЦ, 2003г., стр.670-684
 
Оснащение занятия: Учебное пособие, конспект, ситуационные задачи, методическая разработка для преподавателя, студентов; алгоритм сестринских манипуляций, тестовые задания, фантомы, таблицы. Фантом, этиловый спит, стерильные салфетки, секундомер, таблицы №5, №18, тестовые задания, ситуационные задачи.
 
 

Ход занятия

№№

Название этапа

время

Методические указания

1.

Организационный момент и целевая установка

3 мин

Этот этап проводится с целью проверки готовности аудитории и студентов к занятию (наличие формы одежды, сменной обуви, дневников), выявить отсутствующих. Преподаватель называет тему и цели занятия.

2.

Мотивация учебной деятельности

 

7 мин

Этот этап проводится с целью активизации познавательной деятельности студентов. Преподаватель проводит мотивацию учебной деятельности (Приложение №1)

3.

Актуализация опорных знаний:

Индивидуальный опрос:

-Понятие, стадии терми-нального состояния;

-Признаки клинической, биологической смерти;

-последовательность действий при обнаружении пострадавшего без признаков жизни;

-оказание помощи при обструкции дыхательных путей инородным телом у пострадавшего в сознании и без сознания, с избыточным весом, беременным женщинам;

-самопомощь при обструкции дыхательных путей;

-оказание помощи ребенку и младенцу при обструкции дыхательных путей инородным телом.

30мин

Этот этап проводится с целью контроля знаний студентов по теме «Обструкция дыхательных путей инородным телом» Студентам предлагается устно ответить на вопросы и продемонстрировать манипуляции.

 

4.

Формирование новых знаний по теме «сердечно-легочная реанимация»:

-Демонстрация практи-ческих манипуляций ИВЛ «рот в рот», «рот в нос», через трахеостому на фантоме

-Демонстрация практи-ческой манипуляции непрямой маасаж сердца на фантоме

-демонстрация оказания неотложной доврачебной помощи пострадавшему одним или двумя спасателями на фантоме;

-сердечно-легочная реанимация ребенка, младенца;

-особенности проведения ИВЛ у пациента с зубными протезами, повреждением головы, шеи, позвоночника;

-возможные осложнения при проведении СЛР и их профилактика;

-критерии эффективности проводимых реанимационных мероприятий;

-критерии прекращения сердечно-легочной реанимации;

-Инфекционная безопасность при проведении данных манипуляций

60мин

Преподаватель акцентирует внимание студентов на том, что в проведении сердечно-легочной реанимации фактор времени играет первостепенную роль: при ее немедленном начале успешное оживление достигает 80 – 90%, а при задержке падает до 10 – 20%.Несоблюдение или нарушение последовательности манипуляций сводит на нет все усилия по спасению жизни, поэтому изложение этой последовательности в руководствах и практическое обучение методам реанимации носят характер жестких инструкций, не допускающих различных толкований.

(Приложение №2)

 

 

 

 

 

5.

Физкультминутка

10мин

Приложение № 4

6.

Закрепление нового материала:

1.Осмысление и систематизация полученных знаний

 

 

 

 

 

 

2.Самостоятельная работа:

- отработка практических манипуляций на фантомах;

 

 

- решение тестовых заданий;

- решение ситуационных задач

 

145мин

Закрепление материала осуществляется с помощью повторения, заполнения дневников практических занятий. (Приложение № 3)

Преподаватель объясняет, какие основные этапы практического занятия необходимо отразить в дневнике

 

 

 

Это позволит активизировать работу студентов и развить у них клиническое мышление. Работают малыми группами (по 2 человека), отрабатывают технику ИВЛ, непрямого массажа сердца на фантомах.

 Преподаватель предлагает в качестве закрепления нового материала тестовые задания, ситуационные задачи

7.

Подведение итогов занятия

10мин.

Этот этап проводится с целью анализа работы студентов на занятии. Преподаватель оценивает работу каждого студента, комментируя результаты. Подводится итог всего занятия: достигнуты ли поставленные цели.

8.

Задание на дом

5 мин.

Этот этап проводится с целью  совершенствования знаний студентов. Преподаватель дает домашнее задание согласно рабочей программы ПМ 07

Т.П.Обуховец Основы сестринского дела стр.444-450

Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова «Основы сестринского дела» теория и практика в 2-х частях, Часть 2, г.Ростов-на-Дону, 2008г. стр.339- 349

Учебное пособие «Манипуляции в сестринском деле» под общей редакцией А.Г. Чижа, г. Ростов-на-Дону, 2009г. стр. 175-180

 

 
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ОБСТРУКЦИИ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ ИНОРОДНЫМ ТЕЛОМ
 
При определении непроходимости дыхательных путей (полной или частичной) и развитии при этом дыхательных нарушений, угрожающих жизни (нарастание синюшности, одышка с затрудненным вдохом и выдохом, беспокойство или заторможенность), пострадавшему должна быть оказана доврачебная помощь. Необходимо использовать приемы, направленные на выталкивание инородного тела из дыхательных путей.
     Запомните! Прежде, чем приступить к оказанию помощи пострадавшему, попросите кого-нибудь из присутствующих рядом вызвать «Скорую помощь».
 
Оказание неотложной помощи пострадавшему в сознании (взрослому)
1. Подойти к пострадавшему сзади.
2. Проксимальной частью ладони , нанесите 3-4 отрывистых удара по позвоночнику на уровне верхнего края лопаток.
 
Если это не помогает, используйте прием Хеймлиха.
1. Подойдите к пострадавшему сзади.
2. Обхватите пострадавшего обеими руками.
3. Поместите кулак одной руки на эпигастральную область пострадавшего, прикрыв кулак ладонью второй руки.
4. Прижмите пострадавшего к себе 3-4 раза, производя отрывистые толчки в направлении спереди назад и снизу вверх.
5. Проверьте, выпало ли инородное тело в ротовую полость.
 
Оказание неотложной помощи пострадавшему без сознания (дыхательные движения отсутствуют)
1. Станьте на колени сбоку от пострадавшего, лежащего на спине.
2. Взяв пострадавшего за руки, поверните его на бок, лицом к себе.
3. Удерживая пострадавшего одной рукой в таком положении, ладонью второй руки нанесите 3-4 отрывистых удара по его спине между  
    лопаток.
4. Поверните пострадавшего на спину и проверьте, не выпало ли инородное тело в ротовую полость.
 
Если нет, используйте прием Хеймлиха. 
1. Станьте на колени сбоку от пострадавшего, лежащего на спине (можно сесть «верхом» на колени пострадавшего).
2. Положите ладонь одной руки на эпигастральную область пострадавшего, а ладонь другой – на тыльную поверхность первой.
3. Резко надавите 3-4 раза обеими руками на эпигастральную область по направлению спереди назад и снизу вверх.
4. Проверьте, выпало ли инородное тело в ротовую полость.
5. Пальцами извлеките инородное тело из дыхательных путей.
6. Проведите пострадавшему ИВЛ.
7. Проконтролируйте пульс на сонной артерии.
 
     Внимание!
    При необходимости (остановка сердца и дыхания), провести пострадавшему полный цикл сердечно-легочной реанимации.
 
Оказание неотложной помощи беременным женщинам и пострадавшим с избыточной массой тела
1. Подойдите к пострадавшему(пострадавшей) сзади.
2. Обхватите ее (его) обеими руками под мышками вокруг грудной клетки.
3. Поместите кулак одной руки в область средней грудины, прижав кулак ладонью второй руки.
4. Произведите 3-4 отрывистых толчка в направлении спереди назад и снизу вверх.
 
    Запомните!
Если такая категория пострадавших находится без сознания, то при оказании помощи используйте прием Хеймлиха при положении пострадавшего на спине, только руки располагаются как для непрямого массажа сердца, т.е., на средней трети грудины.
 
Осмотр пострадавшего
     При осмотре пострадавшего сначала устанавливают, жив он или мертв. Признаками жизни являются:
1. Наличие сердцебиения (его определяют рукой или ухом на грудной клетке в области левого соска).
2. Наличие пульса на артериях (определяют на сонной, бедренной, лучевой).
3. Наличие дыхания (определяют по движению грудной клетки и живота; увлажнению зеркала, приложенному к носу и рту пострадавшего; движению кусочка ваты или бинта, поднесенных к носу и рту пострадавшего).
4. Наличие реакции зрачков на свет (при освещении глаза пучком света наблюдается сужение зрачка – это положительная реакция зрачка на свет).
Можно при дневном свете на некоторое время закрыть глаза пострадавшего рукой, затем быстро отвести руку в сторону. При этом заметно сужение зрачка.
 
Запомните!
Отсутствие сердцебиения, дыхания и реакции на свет еще не означает, что пострадавший мертв. Подобный комплекс симптомов может наблюдаться и при клинической смерти, когда пострадавшему также необходимо оказать помощь в полном объеме. Оказание помощи бессмысленно при явных признаках биологической смерти.
 
Восстановление проходимости дыхательных путей
     Восстановление проходимости дыхательных путей – важнейший этап, без которого не мысленно осуществить эффективную СЛР.  
 
Причины нарушения проходимости дыхательных путей могут быть различными: западание языка, наличие слизи, мокроты, рвотных масс, крови, инородных тел. Выбор метода восстановления проходимости дыхательных путей зависит от уровня непроходимости и обстоятельств возникновения непроходимости. На улице, в транспорте, не месте происшествия, катастрофы приходится обходиться минимальными средствами.
 
    Алгоритм действия:
1. Уложите пострадавшего на спину на жесткое основание.
2. Расстегнуть стесняющую одежду.
3. Пальцами обеих рук захватите нижнюю челюсть пострадавшего около ушной раковины и сместите челюсть вперед и вверх так, чтобы нижние и верхние зубы располагались в одной плоскости.
4. Большими пальцами сместите нижнюю челюсть и откройте рот пострадавшему (эти приемы используют при западении языка).
5. повернув голову пострадавшего на бок, пальцами, обернутыми носовым платком или марлей, круговыми движениями обследуйте полость рта и очистите ее от слизи, рвотных масс, крови, мокроты и т.д.
6. При наличии инородных тел в ротовой полости 2-3 пальцами, как пинцетом, постарайтесь захватить и удалить его (если это возможно). Для удаления инородных тел из других отделов дыхательных путей используйте один из приемов, описанных выше.
7. Подведите левую руку под шею, а правую положите на лоб и запрокиньте голову пострадавшего назад.
Внимание! Если Вы подозреваете, перелом позвоночника у пострадавшего, голову назад запрокидывать не рекомендуется.
8. Под лопатки подложите валик. В таком положении язык поднимается вверх и отходит от задней стенки глотки, таким образом, устраняется препятствие на пути воздуха, и просвет дыхательных путей наибольший. Данные мероприятия необходимы потому, что в положении на спине и расслабленных мышцах просвет дыхательных путей уменьшается, а корень языка закрывает вход в трахею. Убедившись, что дыхательные пути свободны, приступают к ИВЛ.
 
Искусственная вентиляция легких ИВЛ необходимо проводить в случаях, когда дыхание отсутствует или нарушено в такой степени, что это угрожает жизни пострадавшего.
ИВЛ проводят методом активного вдувания воздуха в легкие пострадавшего.
Задача ИВЛ – заместить утраченный или ослабленный объем вентиляции легочных ольвиол. ИВЛ может быть осуществлена несколькими способами. Самый простой из них – ИВЛ «рот в рот» или «рот в нос».
     Алгоритм действия:
1. Обеспечьте проходимость дыхательных путей.
2. Большим и указательным пальцами руки, находящейся на лбу пострадавшего, зажмите нос и проведите ИВЛ способом «изо рта в рот». 3. Сделайте глубокий вдох.
4. Плотно прижав свой рот к изолированному марлевой салфеткой (или носовым платком) рту пострадавшего, сделайте глубокий энергичный выдох в его дыхательные пути. Постарайтесь вдуть достаточный объем воздуха, чтобы хорошо расправилась грудная клетка.
5. Затем отстранитесь, удерживая голову пострадавшего в запрокинутом положении, и дайте возможность осуществиться пассивному выдоху.
6. Как только грудная клетка опуститься и примет первоначальное положение, цикл повторите.
     Запомните! Продолжительность вдоха должна быть короче выдоха по времени в 2 раза. Частота вдуваний в среднем должна быть равна 12-14 в минуту.
При проведении ИВЛ способом «изо рта в нос» положение пострадавшего такое же, но при этом его рот закрывают и одновременно смещают нижнюю челюсть вперед для предупреждения западания языка. Вдувания производят через нос пострадавшего, изолированный марлевой салфеткой или носовым платком.
     Запомните!Если у пострадавшего имеются съемные протезы, при проведении ИВЛ их оставляют во рту для более плотного контакта со ртом спасателя. При проведении ИВЛ через трахеостому голову пострадавшему не разгибают.
 
     Критерий эффективности ИВЛ
1. Синхронное с вдуванием расширение грудной клетки.
2. Выслушивание и ощущение движения вдуваемой струи при вдохе.
 
Осложнения ИВЛ
Попадания воздуха в желудок, в результате чего происходит вздутие надчревной области. Это может привести к пассивному затеканию содержимого сначала в рот из желудка, а затем в дыхательные пути.
 
НЕПРЯМОЙ МАССАЖ СЕРДЦА
      Массаж сердца – это механическое воздействие на сердце после его остановки с целью восстановления его деятельности и поддержания непрерывного кровотока до возобновления работы сердца.
 
Признаки внезапной остановки сердца следующие:
- резкая бледность,
- потеря сознания,
-Исчезновение пульса на сонных артериях, прекращение дыхания или появление редких судорожных вдохов (агональное дыхание),
- расширение зрачков.
 
      Сердце расположено между задней поверхностью грудины и передней поверхностью позвоночника, т.е. между двумя жесткими поверхностями. Уменьшая пространство между ними, можно сжать область сердца и вызвать искусственную систолу. При этом кровь из сердца выбрасывается в крупные артерии большого и малого кругов кровообращения. Если надавливание прекратить, то сжатие сердца прекратиться и кровь засасывается в него. Это искусственная диастола. Ритмичное чередование сжатий грудной клетки и прекращения надавливания заменяет сердечную деятельность, обеспечивающую необходимое кровообращение в организме. Это так называемый непрямой массаж сердца – самый распространенный метод оживления, осуществляемый одновременно с ИВЛ.
 
 Показаниями к массажу сердца являются все случаи остановки сердца.
 
     АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ:
1. Уложите пострадавшего на спину на жесткое основание.
2. Встаньте слева от пострадавшего и расположите ладони на нижней трети грудины на 2 поперечных пальца выше мечевидного отростка.
   Ладонь одной руки расположите перпендикулярно оси грудины, ладонь другой руки – на тыльную поверхность перпендикулярно первой.
3. Обе кисти приведите в положение максимального разгибания, пальцы не должны прикасаться к грудной клетке. Пальцы руки,
    расположенной внизу, должны быть направлены вверх (к голове).
4. Усилием всего тела с помощью рук (руки во время массажа должны оставаться прямыми) толчкообразно, ритмично надавливайте на
    грудину, чтобы она прогнулась на 4-5 см. В положении максимального прогиба ее нужно удерживать чуть меньше 1 секунды. Затем
    нажим прекратите, но ладони от грудины не отрывайте.
ЗАПОМНИТЕ! Число нажатий на грудину должно равняться в среднем 70 в минуту.
 
       Критерий эффективности непрямого массажа сердца
1.Изменение цвета кожных покровов (они становятся менее бледными, серыми, цианотичными)
2.Сужение зрачков с появлением реакции на свет
3.Появление пульса на крупных артериях (сонных, бедренных)
4.Появление АД на уровне 60-8- мм рт.ст.
5.Последующее восстановление самостоятельного дыхания.
 
     Осложнения непрямого массажа сердца
     Перелом ребер и грудины с ранением сердца, легкого и плевры, развитие пневмо- и гемоторакса.
ЗАПОМНИТЕ! СЛР необходимо начинать немедленно в любых условиях, где бы ни произошла остановка дыхания и сердца. Главное условие успешного оживления – правильное сочетание свободной проходимости дыхательных путей, ИВЛ и массажа сердца. Только совместное применение 3-х этапов обеспечивает достаточное поступление кислорода в кровь и доставку его к органам, в первую очередь к головному мозгу.
 
ПРИ ОЖИВЛЕНИИ ОДНИМ ЧЕЛОВЕКОМ
     Обеспечив проходимость дыхательных путей, производят 2 вдувания в легкие и затем 10-15 надавливаний на грудину (соотношение 2:10 – 2:15).
 
     ПРИ ОЖИВЛЕНИИ ДВУМЯ ЛЮДЬМИ
    Один оказывающий помощь производит ИВЛ, другой – массаж сердца в соотношении 1 вдох – 4-5 надавливаний на грудину (1:4, 1:5). Обязательным условием эффективности является прекращение вдуваний в момент надавливаний на грудину, и наоборот, не нужно производить массаж, когда производят вдувание. Каждые 2-3 минуты необходимо оценивать эффективность СЛР. При эффективности СЛР проводят до полного восстановления сердечной деятельности (до появления сердечных сокращений и пульса на периферических артериях, стабилизация АД на уровне 70-80 мм рт.ст.) и дыхания или до прибытия «Скорой помощи».
      Если восстановилась сердечная деятельность, то массаж прекращают, а ИВЛ продолжают до появления нормального самостоятельного дыхания. При условии, если через 10-15 минут от начала массажа сердца и ИВЛ сердечная деятельность не восстанавливается, зрачки остаются широкими, не реагируют на свет, следует считать, что в организме наступили необратимые изменения, и произошла гибель мозга. В этом случае реанимацию целесообразно прекратить.
 
 
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный хостинг uCoz