Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Обучение в сестринском делеЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ 1. Пропаганда здорового образа жизни, позволяющая сохранить и укрепить здоровье (или коррекция существующего образа жизни); 2. Максимальная адаптация к болезни.
ОБУЧЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ - это двухсторонний процесс целенаправленной деятельности медсестры и пациента, обеспечивающий усвоение знаний и оформление навыков у пациента. СУЩНОСТЬ СЕСТРИНСКОЙ ПЕДАГОГИКИ состоит в передаче знаний, умений и навыков от медсестры пациенту или его близким в процессе обучения. В результате пациент или его близкие усваивают и формируют навыки для удовлетворения основных жизненно-важных человеческих потребностей. От уровня профессиональной подготовки медсестры, ее знаний, опыта зависит процесс обучения пациента и его близких. Обучение является одной из функций в деятельности медсестры. СФЕРЫ ОБУЧЕНИЯ: - ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ - человек узнает и понимает новые факты, анализирует информацию, отличает главную (приоритетную) от информации второстепенной, не имеющей значения; - ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ - человек, получив информацию, изменяет свое поведение, выражая это чувствами, мыслями, мнением и оценкой каких-то факторов, человек активно слушает и реагирует на новую информацию как вербально, так и невербально; - ПСИХОМОТОРНАЯ - человек обладает умением, благодаря умственной и мышечной деятельности, обучаться каким-либо новым движениям; способен изменить двигательную реакцию в необычной ситуации, уверенно выполняет необходимые действия. Готов выполнить часть действий психологически, физически и эмоционально. СЕСТРИНСКАЯ ПЕДАГОГИКА - это та область сестринской деятельности, в которой медсестра может проявить свой творческий потенциал, опираясь на профессионализм. Медсестра должна владеть методами и приемами обучения. К МЕТОДАМ ОБУЧЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ: - словесный (устное изложение, рассказ, беседа) - наглядный (иллюстрация - медицинский атлас, видеофильм, различные виды шприцев, ингаляторы и т.д.) - практический - отработка самих манипуляций (измерение АД, смена повязок, введение инсулина и т.д.) Нужную информацию давать в процессе обучения небольшими блоками, идти от простого к сложному, при этом четко выделять главное - то, что пациент должен обязательно усвоить. ПРИЕМ - это совокупность действий, направленных на достижение желаемого результата в обучении. К приемам относятся: 1. Восприятие (наблюдение). 2. Запоминание (повторение, составление логических схем, выделение опорных сигналов). 3. Приемы мыслительной деятельности (анализ, сравнение, обобщение, коррекция). ОБУЧЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ ФОРМАЛЬНЫМ И НЕФОРМАЛЬНЫМ. Обучение пациента в ЛПУ или дома относится к формальной обстановке, когда медсестра обучает навыкам, приемам выполнения (повседневных) действий, например: умывания, одевания, приема пищи. К неформальной , когда медсестра при выполнении своих обязанностей беседует о волнующих людей проблемах (например: как уберечь себя и близких от ВИЧ-инфекции, гепатита С и т.д.), представляет информацию, необходимую для соблюдения ЗОЖ. В некоторых случаях медсестра помогает пациенту закрепить навыки, полученные им у других специалистов, например: инструктора ЛФК, массажиста, диетолога и др. Процесс обучения должен быть мотивирован. Именно мотивация стимулирует отношение пациента к обучению с целью сохранения, укрепления и восстановления своего здоровья. МОТИВ - ПОБУДИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ. Мотивы делятся на три группы: 1. социальные (пациент и общество) 2. мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, т.е. познавательный интерес УСПЕШНОЕ ОБУЧЕНИЕ НЕ ВОЗМОЖНО БЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА. 3. мотивы, связанные с творчеством (например, пациент левша, как бы не пытались обучить действовать по алгоритму, он будет делать по-своему) у каждого человека есть потребность - иметь жизненные ценности. Они у всех разные. Например: - жизнь; - здоровье; - общество; - дети; - работа, карьера и т.д. ДЛЯ КАЖДОГО ОБУЧАЕМОГО МОТИВАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНА. Медсестра тактично, уважительно, терпеливо, а иногда и настойчиво выяснять мотивы к обучению и на них ориентируется в кропотливом, последовательном, порой очень сложном и трудном учебном процессе. Устойчивую положительную мотивацию формируют двумя путями: 1. Соответствующим подбором содержания обучения. Содержание должно быть доступным, последовательным, интересным, с элементами новизны, обязательно открытым для пациента или его окружения. 2. Разнообразием формы обучения: - лекция - деловая игра (для пациента лучше использовать ролевые игры) - проблемный метод - беседа и т.д. Для достижения желаемого результата обучение должно быть ПОЛИМОТИВИРОВАННЫМ И ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕНЫМ. ТРЕБОВАНИЯ К МЕДСЕСТРЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ: - отзывчивость, сердечность; - способность понять проблемы пациента; - высокий профессионализм, грамотная речь; - умение контролировать себя, не поддаваться эмоциям; - умение настроить себя на задушевность, конфиденциальность; - умение выбрать оптимальный метод воздействия на пациента; - мотивировать обучение, используя жизненные ценности. Большое значение имеет способность медсестер к организации учебного процесса. СПОСОБНОСТЬ - это психологическая особенность человека, от которой зависит успех в приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для определенного рода деятельности. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ - способность организовать обучающий процесс, быть лидером, выделять цели, задачи. КОММУНИКАБЕЛЬНЫЕ - проявляются в налаживании взаимоотношений с пациентом, учитывая его индивидуальные и возрастные особенности. КОНСТРУКТИВНЫЕ - в умении проектировать развитие обучающего процесса, как подать тот или иной материал, в каком объеме. ЭКСПРЕССИВНЫЕ - в умении выражать свои чувства, мысли, взгляды или скрывать их. ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ медсестры, необходимые в педагогической деятельности: - педагогический такт - внутренняя культура - интеллектуальный уровень - самостоятельность в действия - наблюдательность - общительность - настойчивость - самообладание - высокая профессиональная подготовка - целеустремленность - трудолюбие - доброта - отзывчивость - чувство юмора Ваше поведение при обучении должно внушать уважение к Вам, создать у пациентов уверенность, что Вы все знаете и все умеете, что Вам можно смело доверить свое здоровье и жизнь. Важно заинтересовать пациента в необходимости получения тех или иных знаний, умений, навыков и правильно выбрать момент, когда пациент готов усвоить нужную информацию. Готовность пациента к усвоению информации зависит от: - состояния здоровья - состояния сознания - умственных способностей - возраста пациента.
|
Поиск
Архив записей
Друзья сайта
|