Пятница, 14.08.2020, 16:32
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

модели сестринского дела

Тема 2.1. Модели сестринского дела

План лекции:

  1. Определение термина «Модель».
  2. Модель предложенная Н. Роупер, дополнен­ная В. Логан и А. Тайэрни.
  3. Модель Д. Джонсон.
  4. Адаптационная модель К. Рой.
  5. Модель Д.Орем
  6. Модель В. Хендерсон
  7. Модель М. Аллен

Модель - это образец, по которому что-то должно быть сделано. Модель сестринского дела - это направление на достижение цели.

Значение моделей сестринского дела для развития сест­ринской специальности очень велико, если рань­ше сестра только ухаживала за тяжелобольными пациента­ми, то сейчас сестринский персонал совместно с другими специалистами видит главную задачу в поддержании здо­ровья, предупреждении заболеваний, обеспечении макси­мальной независимости человека в соответствии с его ин­дивидуальными возможностями.

Действуя подобным образом, новая концепция заменит давно установившуюся иерархическую и бюрократическую систему организации сестринского дела профессиональной моделью. Высококвалифицированная практикующая сест­ра должна иметь достаточно знаний и навыков, а также уверенности, чтобы планировать, осуществлять и оцени­вать результаты ухода, отвечающего потребностям конк­ретного пациента. При этом делается особый акцент на уни­кальность вклада сестринского ухода в выздоровлении, восстановлении здоровья.

Разработано несколько различных моделей. Содержа­ние каждой модели зависит как от уровня экономического развития той или иной страны, ее политики, общепризна-ных ценностей, системы здравоохранения, религии, так и от философии и убеждений конкретного человека или груп­пы людей, разрабатывающих ту или иную модель.

Модель предложенная Н. Роупер в 1976 г., дополнен­ная в 80 годы В.Логан и А.Тайэрни

Авторы считают, что медсестра должна сосредото­чить свое внимание на наблюдаемых сторонах поведения человека, оценка сестринской деятельности основывается на видимых, измеряемых и поддающихся оценке резуль­татах.

Авторы модели установили 12 видов повседневной жиз­недеятельности. Часть из них имеет биологическую основу, другие -- культурную и социальную.

Применение модели Роупер, Логан, Тайэрни

Оценка состояния пациента.

Первичная сестринская оценка проводится для сбора данных о каждой потребности, затем медсестра устанавливает:

1) что пациент может делать в настоящее время; и что пациент в обычной ситуации выполняет без зат­руднения;

2) какие проблемы существуют в на­стоящее время;

3) какие проблемы могут развиться. При планировании ухода медицинская сестра записы­вает действительные и потенциальные проблемы, цели ухо­да и сестринские вмешательства.

Сестринские вмешательства должны:

- предупредить развитие потенциальных проблем;

- уменьшить тревогу пациента;

- предоставить возможность обращаться за помощью и принимать ее для удовлетворения нарушений по­требности и помочь решить действительные проблемы.

Оценка качества и результатов ухода.

Медсестра устанавливает, достигнуты ли поставленные цели, и на­сколько полезной и эффективной оказалась данная модель сестринского дела в решении действительных проблем.

Модель Д. Джонсон

Д. Джонсон определяет действие каждой подсистемы в стремлении человека на основе прошлого опыта достичь определенных целей.

Этот результат зависит от того, как пациент воспринимает свое поведение, как он понимает свои возможности в изменении поведения.

Д.Джонсон различает два основных типа поведения че­ловека.

  1. установка, создаваемая действиями и объектами не­посредственно вокруг человека;
  2. установка, создаваемая прошлыми привычками.

Применение модели Джонсон

Проводится оценка состояния пациента. Медицинская сестра оп­ределяет, существуют ли проблемы, связанные с поведением пациента. Затем изучаются подсистемы, вышедшие из равновесия. Джонсон предлага­ет выделить отдельно структурные (органические) и функциональные изменения, вызывающие проблему. Медицинская сестра решает, на что должно быть направлено сестринское вмешательство, для этого необходимо получить дополнитель­ную информацию от родственников и лечащего врача.

Автор данной модели утверждает, что нарушение равнове­сия в одной подсистеме оказывает влияние на взаимосвя­занные подсистемы.

Установив нарушение равновесия в конкретных подси­стемах, медсестра вместе с пациентом определя­ет цель ухода. Если проблема пациента связана с функциональными нарушениями, медсестра определяет вмешатель­ства, направленные на изменение окружающей среды, из­менение мотивации пациента.

Для осуществления плана ухода устанавливаются крат­косрочные, промежуточные и долгосрочные цели восста­новления равновесия в подсистемах.

Сестринские вмешательства:

- ограничение поведения;

- защита пациента от неблагоприятных факторов ок­ружающей среды;

- подавление неадекватных реакций пациента;

- сотрудничество медицинской сестры с пациентом. Па­циент должен представлять свою роль, свои действия в восстановлении здоровья.

Оценка качества и результатов ухода.

Медицинская сестра описывает результаты сестринских вмешательств, указывая один из двух типов поведения, предви­дя возможное поведение пациента, так как оно опреде­ляет, что вмешательство было успешным и цель достиг­нута.

Оценка качества и результатов ухода.

Медицинская сестра описывает результаты сестринских вмешательств, указывая один из двух типов поведения, предви­дя возможное поведение пациента, так как оно опреде­ляет, что вмешательство было успешным и цель достиг­нута.

Если ожидаемые результаты не достигнуты, медицинс­кая сестра проводит переоценку поведения пациента в пре­делах каждой из подсистем. Для этого ей необходимо получить дополни­тельную информацию от родственников.

Медицинская сестра должна определить, оказывался ли пациент в подобной ситуации прежде (чрезмерный страх за свою безопасность). Если оказывался, то у пациента структурные (органические) изменения. Если поведение нетипично для пациента, можно сделать вывод, что эти изменения функциональной природы.

Адаптационная модель К. Рой

Создана в 1976 году, использует дости­жения в области физиологии и социологии. Рой полага­ет, что как для физиологических, так и для психологи­ческих систем существует состояние относительного рав­новесия, которого стремится достичь человек, то есть ка­кой-то диапазон состояний, в котором люди могут адек­ватно справляться со своими переживаниями. Для каждо­го человека этот диапазон уникален.

Согласно этой модели, есть определенный уровень адап­тации, и все раздражители, попадающие в этот диапазон, встречают более благоприятную реакцию, чем те, которые окажутся за его пределами.

Рой называет факторы, влияющие на уровень адап­тации, раздражителями, они бывают трех типов:

- очаговые - находятся в окружении человека

- ситуационные - возникают при оказании сестринс­кой помощи рядом с очаговыми и оказывают на них влияние.

- остаточные - результат прошлых переживаний, ве­рований, взаимоотношений. При сочетании с очаго­выми и ситуационными они влияют на уровень адап­тации.

Предлагается четыре способа адаптации, из­меняющих поведение:

  1. физиологический;
  2. Я-концепция;
  3. роль-функция;
  4. взаимозависимость.

Физиологический способ адаптации - это реакция чело­века на температуру, влажность, атмосферное давление, пищу, жидкость, кислород.

Я-концепция - это желание человека понять самого себя: как собственное поведение, так и телесный образ. Этот способ адаптации помогает человеку справиться с изменениями его психологических и телесных "Я". Этот способ адаптации эффективен при подготовке пациента к операции, особенно при операциях, изменяющих его тело; ампутация конечностей, мастэктомия, наложение стомы.

Роль-функция предполагает изменение роли пациента в семье, на работе, в зависимости от тех или иных обстоя­тельств.

Активный, деятельный человек, занимающий опреде­ленное положение в обществе, оказывается в лечебном учреждении и вынужден адаптироваться к пассивной роли пациента.

Взаимозависимость - это стремление человека достичь состояния относительного баланса в различных взаимоот­ношениях. Медсестре следует учитывать ог­раниченность возможностей адаптации в ситуациях, ког­да пациент, оказавшись полностью зависимым от персона­ла, испытывает отрицательные эмоции.

Применение модели Рой

Оценка состояния пациента

Медицинская сестра должна определить, дает ли пове­дение пациента в любом из четырех способов адаптации повод для беспокойства. Если повод для беспокойства есть, медицинская сестра должна выяснить, чем обусловлены проблемы адаптации пациента: очаговыми, ситуацион­ными или остаточными раздражителями.

Медицинская сестра, использующая эту модель, опреде­ляет пределы адаптации для каждого человека. То, что является раздражителем и создает проблемы для одного, для другого благодаря его уровню адаптации не создает никаких проблем.

Планирование сестринского ухода

Медсестра, выявив раздражители, вызываю­щие у пациента неадекватные реакции, совместно с паци­ентом определяет цели:

- краткосрочная цель ухода, позволяет расширить уро­вень адаптации или устранить раздражитель;

- долгосрочная цель ухода поможет пациенту адапти­роваться к постоянно изменяющейся окружающей среде.

Сестринское вмешательство

Предпо­лагает, что каждый человек стремиться к состоянию психологического и физиологического равновесия. Сест­ринское вмешательство должно изменить раздражитель так, чтобы он действовал в пределах уровня адаптации и был направлен на очаговые раздражители.

Оценка эффективности сестринского ухода

Сестринское вмешательство эффективно только в том случае, если достигнута цель в конкретных адаптивных способах.

Модель Д.Орем

Каждый человек, здоровый или больной, должен иметь равновесие в потребностях в самоуходе и возможностях его осуществлять.

Первичная оценка потребностей и возможностей па­циента в самоуходе.

Медсестра определяет необ­ходимое поведение пациента при самоуходе - равновесие между потребностями и возможностями осуществлять са­моуход. Проводя первичное обследование паци­ента, медсестра определяет, нужна ли ее помощь. Для этого она должна собрать дополнительную информа­цию и выяснить, почему возник дефицит самоухода. Ос­мотр и наблюдение, беседа помогут ей понять проблему пациента:

- недостаток знаний и умений;

- мотивация;

- ограничение поведения, продиктованное об­щественными и культурными нормами.

Сестринский уход планируется в зависимости от воз­можностей самоухода самого пациента и его родствеников.

Оценка эффективности сестринского ухода

Прежде всего учитывается, что достигнуто самим пациентом к на­значенному ими совместно времени. Сестринский уход счи­тается эффективным, если удается сохранить или восстановить равновесие между возможностями и потребностями в самоуходе.

Модель В. Хендерсон

Предложена Вирджинией Хендерсон в 1960 году в США, а затем дополненная в 1968 году. Данная модель акцентирует внимание сестринского персонала на физио­логические, а затем на психологические и со­циальные потребности, которые могут быть удовлетворе­ны благодаря сестринскому уходу. Главное в этой модели -- участие самого пациента в планировании и осуществле­нии ухода.

В. Хендерсон предлагает 14 потребностей для повсед­невной жизни. Здоровый человек не испытывает трудно­стей при удовлетворении этих потребностей, в то же время, больной человек не в состоянии удовлетворить эти по­требности самостоятельно.

В. Хендерсон утверждает, что сестринский уход дол­жен быть направлен на скорейшее востановление незави­симости человека.

Применение модели В. Хендерсон

Предусматривает непременное уча­стие пациента во всех этапах сестринского процесса.

Медсе­стра совместно с пациентом устанавливает, какие из потребностей следует удовлетворить в пер­вую очередь. Принимать решения за пациента медицинс­кая сестра может только в том случае, если пациент не в состоянии этого сделать.

Планирование ухода

Автор данной модели считает, что пациент должен пол­ностью и самостоятельно удовлетворять свои повседнев­ные потребности, поэтому долгосрочная цель ухода зак­лючается в том, чтобы добиться у пациента максимальной независимости.

Поставленная цель должны быть реалистичной и изме­римой, чтобы можно было оценить успешность или безус­пешность сестринского вмешательства.

Сестринское вмешательство

Направлено на укрепления здоровья пациента, пол­ное решение задач, поставленных перед ним. В конечном итоге вмешательство предполагает помощь пациенту в до­стижении им независимости, насколько это возможно.

Оценка результатов ухода

Итоговую оценку выполнения плана по уходу начина­ют с оценки каждой повседневной потребности, при удов­летворении которой были выявлены проблемы. При не­достижении цели изменяют формулировки цели и плани­руют новые сестринские вмешательства.

Модель М. Аллен

Эта модель встречается в литературе под несколькими названиями -- модель Макгила, которую впер­вые внедрили в университете Макгила в Монреале, также эту модель называют моделью М. Аллен - по имени автора.

Оценка состояния пациента

Медсестра наблюдает за поведением пациен­та, а также использует полученную информацию от чле­нов семьи, выявляет сильные стороны семьи и существую­щие проблемы, связанные со здоровьем пациента. Опреде­ляет приоритеты и отношение членов семьи пациента к определенным сферам деятельности, ее духовные ценнос­ти и убеждения.

Планирование сестринского ухода

Медсестра выясняет, что думает, чувствует, в чем нуждается пациент и его семья в связи с предстоя­щим лечением. Она долж­на определить время проведения тех или иных мероприя­тий плана, руководствуясь при этом результатами непре­рывной оценки пациента и его семьи. Пациент должен осознать и использовать по­тенциальные возможности свои и своей семьи для того, чтобы разработать план действий. Планы должны быть нацелены на решение всех задач, выявленных медсестрой в процессе работы с семьей. Данная проблема дол­говременная, и предстоит длительный период, в течении которого придется направить все усилия на преодоление причин, вызвавших проблему.

Пациент и его семья должны это понять и осознать.

Сестринское вмешательство

Медсестра должна определять, какие подхо­ды к преодолению проблем предпочтительны для пациен­та и его семьи, и оценить их эффективность. Она должна постоянно работать над планами действий, исходя из си­туации в семье.

Сестринское вмешательство предусматривает следующее:

- образ жизни пациента (как заболевание может отра­зиться на профессиональной деятельности);

- стресс (если сменить место работы не представляется возможным);

- диета и контроль за массой тела;

- физические упражнения;

- вредные привычки - курение.

Оценка эффективности сестринского ухода

Медсестра фиксирует оценки пациента и его семьи в отношении плана мероприятий и вносит в него необходимые изменения, основываясь на мнении семьи о возможности достижения ожидаемых результатов. Она обобщает работу, проделанную членами семьи.

Ознакомившись с несколькими моделями из множества существующих мы видим, что единой модели на сегодняшний день не существует.

Практикующие сестры во многих странах одновремен­но используют несколько моделей, причем выбор модели зависит от невозможности пациента удовлетворить те или иные потребности.

Осмысление уже разработанных моделей помогает выб­рать те, которые пригодны для конкретного пациента.

Модель сестринского ухода помогает акцентировать вни­мание медицинской сестры при обследовании пациента, постановки диагноза и планировании сестринского вме­шательства.

Вопросы для самоподготовки

  1. Дайте определение термсину «Модель».
  2. Охарактеризуйте модель, предложенную Н. Роупер, дополнен­ную В.Логан и А.Тайэрни.
  3. Оцените плюсы и минусы модели Роупер, Логан, Тайэрни.
  4. Охарактеризуйте модель Д. Джонсон.
  5. Оцените плюсы и минусы модели Джонсон.
  6. Охарактеризуйте Адаптационную модель К. Рой.
  7. Оцените плюсы и минусы модели К. Рой.
  8. Охарактеризуйте модель Д.Орем.
  9. Оцените плюсы и минусы модели Д.Орем.
  10. Охарактеризуйте модель В. Хендерсон.
  11. Оцените плюсы и минусы м
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный хостинг uCoz