ОБЩЕНИЕ – все способы поведения, которые один человек использует сознательно или бессознательно для воздействия на другого.
ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ – обмен информации и (или) эмоциями между медсестрой и пациентом.
Существует три уровня общения:
- Внутриличностный
- Межличностный (между двумя и более людьми)
- Общественный (между большими группами)
ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ:
- ИНФОРМАЦИОННАЯ.
Получение и сообщение необходимой информации. Медсестре необходима информация о самочувствии пациента, его реакции на медперсонал, лечение и пребывание в стационаре. В свою очередь, медсестра сообщает пациенту информацию о схеме приема лекарственных препаратов, характере подготовки к предстоящему инструментальному исследованию и др.
- ЭКСПРЕССИВНАЯ (эмоциональная).
Пациенты ждут от медсестры эмоционального отклика, сочувствия, душевного тепла.
- РЕГУЛЯТИВНАЯ.
В процессе общения медсестра воздействует на сознание и поведение пациентов, используя их жизненные ценности и интересы, эмоциональный фон и другие «рычаги управления» людьми. В свою очередь медсестра также испытывает влияние своих пациентов.
Выделяют два типа общения:
- Словесный (вербальный) - общение между людьми с помощью речи..
- Бессловесный (невербальный)
К этому типу общения относятся:
а) ВНЕШНИЙ ВИД, МАНЕРА ДЕРЖАТЬ СЕБЯ И ОДЕЖДА.
Внешний вид и поведение отражает некоторые аспекты личности медработника, в частности степень его заботы, внимания к пациенту, способность к сопереживанию.
б) ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА, МИМИКА И ЖЕСТЫ («язык тела»).
в) ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА В ПРОСТРАНСТВЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПАЦИЕНТУ.
Соблюдайте дистанцию «психологического комфорта»
Обычно выделяют четыре психологических расстояния:
- Интимное – менее 40 см,
- Личное – 40 см - -2 м,
- Социальное – 2 м – 4 м,
- Открытое – более 4 м.
г) ВРЕМЯ ОБЩЕНИЯ.
Пациент никогда не будет доверителен и откровенен с медсестрой, которая торопиться, всем свои видом выражая нетерпение и озабоченность. Общаясь с пациентом, медсестра должна тщательно контролировать невербальную информацию, передаваемую пациенту.
К невербальному типу общения примыкают так называемые
ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ:
- Пауза
- Интонация
- Возгласы и восклицания
- Тон, звучность, тембр голоса
- Дикция
- Скорость речи
ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ИЛИ ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ:
- Тишина
- Конфиденциальность
- Адекватное освещение, отопление и вентиляция
- Удобная поза
Помимо внешней стороны общения (вербального и невербального) существует еще и внутренняя, скрытая сторона общения – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ людьми друг друга. Эти закономерности определяет:
- Степень знакомства
- Предшествующая информация о человеке
- Личный жизненный опыт общения, например, с категорией медицинских работников
- Эмоциональный фон
Важную роль играет «эффект ореола» - первый образ восприятия, доминирующий впоследствии достаточно долгое время.
В процессе обучения очень важен СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ.
Различают 5 стилей общения:
- давление (авторитарный);
- уступки;
- компромисса;
- сотрудничества;
- избегания.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЩЕНИЯ определяется двумя критериями:
а) деловой (достижение целей и задач каждого в общении).
б) межличностный, то есть эмоционально окрашенный. В этом случае имеет место реализация целей общения, но и чувство удовлетворения от общения друг с другом.
Различают ДВА ВИДА ОБЩЕНИЯ:
- терапевтическое, эффективное
- нетерапевтическое , неэффективное
ТЕПАРЕВТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ – благоприятное воздействие, оказываемое на психику пациента.
ЗАПОМНИТЕ!
ФУНДАМЕНТ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ – ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ.
Медсестра ставит ЦЕЛИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ:
- Предоставление пациенту информации о его состоянии в согласованных с врачом и близких пределах. Медсестра должна быть готова ответить на многочисленные вопросы пациента. Например:
- Что со мной случилось?
- Могу ли я ознакомиться со своей историей болезни?
- Я не вредно ли принимать это лекарство так долго?
- Почему мне дают кислород, разве мое состояние настолько критическое? Я знаю, что кислород дают только умирающим?
- Снятие страха перед заболеванием и его лечением.
Страх – это отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни. Обычная среда, заботы семьи, привычное место работы и отдыха, друзья и знакомые создают чувство внутренней уверенности, защищенности. При любом заболевании стабильность нарушается временно или навсегда. Пациент страдает не только от неприятных ощущений (боль, одышка, тошнота, озноб и т.д.), он страдает так же от страха, тревоги, уныния, тоски, бессилия и прочих тягостных чувств. Он не понимает, что с ним случилось, он не уверен, смогут ли ему помочь врачи, он тревожится за вое будущее. Внешние проявления страха различны: от взволнованности и возбуждения – до внутреннего оцепенения и кажущегося безразличия («ушел в себя»). Отсюда и «странные» поступки и разговоры пациента, нытье, плаксивость, вечные жалобы, агрессивность, придирчивость. Чувство страха утяжеляет исход заболевания, и гуманность медработника заключается в том, чтобы помочь их преодолеть.
- Вселение надежды и уверенности в улучшении самочувствия.
Таким образом, ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ОБЩЕНИЯ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ, его сверхзадача, центральная идея – помочь пациенту в преодолении дезадаптации, связанной с болезнью.
СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ делятся на две группы: терапевтические и нетерапевтические.
ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ:
- ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ
Вы должны хорошо знать пациента. Не только ФИО. Важно узнать его как личность. И эта личность должна быть Вам интересна. Любой человек нуждается во внимании. Больные, как стрики, и дети – особенно.
2. ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ
Медсестры часто используют прикосновения, чтобы утешить ушедшего в себя, подавленного пациента, хоть как-то достучаться до него. Часто бывает, что теплое человеческое прикосновение – единственная связь с миром, остающаяся у тяжелобольного. Прикосновения могут не только сообщать о моральной и личной поддержке, но и физически стимулировать или успокаивать пациента.
3. КОНТАКТ ГЛАЗ
Что же такое контакт глаз? Вы смотрите прямо в глаза другому человеку. Большинство людей не осознает, насколько это решающий фактор. Пробовали ли Вы когда-нибудь поговорить с человеком, который упорно отворачивается, избегая смотреть Вам в лицо? Это трудно и очень резко влияет на наше отношение к нему. Контакт глаз должен нести только положительные эмоции. Нам нравятся люди с открытым и дружелюбным взглядом, искренней улыбкой, доброжелательным и дружественным выражением лица, с преимущественно низким голосом.
НЕТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
- ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ИЛИ НЕВНИМАТЕЛЬНОЕ ВЫСЛУШИВАНИЕ.
Что означает выражение «слепота зрячих»?
- КОНСТАТИРОВАННОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Например: на прием пришел пациент, у которого диагноз «чесотка» был, что называется, «написан» на руках и на лице. Врач повернулся к медсестре и произнес одно-единственное слово: «Вилькинсон». Это означало, что больному следует прописать специальное средство для лечения чесотки – мазь Вилькинсона. Медсестра выписала рецепт и молча, протянула его пациенту. Тот взял бумажку, молча, вышел из кабинета, а придя домой, написал жалобу.
Как Вы думаете, о чем шла речь в жалобе пациента?
- БЕЗРАЗЛИЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ.
Нередко можно слышать, как о пациенте говорят: «диабетик», «астматик», «ревматик» и т.д. Эти неологизмы затеняют, отодвигают на задний план индивидуальность пациента, вызывая у него негативную реакцию. Во избежание упрека в невежливости, а то и грубости, иногда используют, обращаясь к больному, уменьшительные эпитеты: «голубушка», «бабуля» и т.д. медицинские работники словно отгораживаются ими от больного, возводят между собой и пациентом незримую, но непреодолимую преграду.
- НЕОТПРАВДАННОЕ ДОВЕРИЕ.
Медсестра поручает престарелому пациенту самому в определенные часы принимать лекарство. Конечно, пациент часто забывает об этом и лечение становиться неэффективным.
- СТОЙКОЕ ИЛИ ИСПУГАННОЕ МОЛЧАНИЕ.
- ФАЛЬШИВОЕ УСПОКОЕНИЕ.
В приемном покое врач моет руки и машинально, не задумываясь над своими словами, говорит пациенту, доставленному после автокатастрофы: «Не волнуйтесь, нога у Вас еще вырастет».
- МОРАЛИЗИРОВАНИЕ.
Медсестра внушает пациенту: «Болезнь есть наказание за Ваши грехи. Подумайте, за что Вас Бог наказывает, и покайтесь».
- КРИТИКА, НАСТМЕШКА, УГРОЗА.
Акушерка говорит на приеме молодой беременной женщине: «И кого же ты родишь, такая худющая и бледная, с таким-то гемоглобином, интересно мне знать».
ПОДДЕРЖАНИЕ СВЯЗИ С ПАЦИЕНТАМИ,
НЕСПОСОБНЫМИ К ВЕРБАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ
В Вашей практике могут встретиться пациенты, глухонемые от рождения или потерявшие речь в результате заболевания (инсульт, следствие травмы черепа и т.д.).
Вы можете общаться с ним:
- Письменно;
- Посредством карточек с рисунками, на которых изображены: стакан с водой или мочеприемник и т.д., например,
ДАТЬ СУДНО?
- Через физический контакт (предложите Вашему пациенту закрыть глаза или пожать Вашу руку каждый раз, когда от хочет ответить на ваш вопрос «Да»).