Четверг, 02.05.2024, 18:52
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Общение в сестринском деле

        ОБЩЕНИЕ – все способы поведения, которые один человек использует сознательно или бессознательно для воздействия на другого.

        ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ – обмен информации и (или) эмоциями между медсестрой и пациентом.

        Существует три уровня общения:

  • Внутриличностный
  • Межличностный (между двумя и более людьми)
  • Общественный (между большими группами)

 

ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ:

  1. ИНФОРМАЦИОННАЯ.

        Получение  и сообщение необходимой информации. Медсестре необходима информация о самочувствии пациента, его реакции на медперсонал, лечение и пребывание в стационаре. В свою очередь, медсестра сообщает пациенту информацию о схеме приема лекарственных препаратов, характере подготовки к предстоящему инструментальному исследованию и др.

  1. ЭКСПРЕССИВНАЯ (эмоциональная).

        Пациенты ждут от медсестры эмоционального отклика, сочувствия, душевного тепла.

  1. РЕГУЛЯТИВНАЯ.

        В процессе общения медсестра воздействует на сознание и поведение пациентов, используя их жизненные ценности и интересы, эмоциональный фон и другие «рычаги управления» людьми. В свою очередь медсестра также испытывает влияние своих пациентов.

 

        Выделяют два типа общения:

  1. Словесный (вербальный)  - общение между людьми с помощью речи..
  2. Бессловесный (невербальный)

К этому типу общения относятся:

а) ВНЕШНИЙ ВИД, МАНЕРА ДЕРЖАТЬ СЕБЯ И ОДЕЖДА.

        Внешний вид и поведение отражает некоторые аспекты личности медработника, в частности степень его заботы, внимания к пациенту, способность к сопереживанию.

б) ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА, МИМИКА И ЖЕСТЫ («язык тела»).

в) ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА В ПРОСТРАНСТВЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПАЦИЕНТУ.

        Соблюдайте дистанцию «психологического комфорта»

Обычно выделяют четыре психологических расстояния:

  • Интимное  – менее 40 см,
  • Личное  – 40 см - -2 м,
  • Социальное – 2 м – 4 м,
  • Открытое  – более 4 м.

        г) ВРЕМЯ ОБЩЕНИЯ.

        Пациент никогда не будет доверителен и откровенен с медсестрой, которая торопиться, всем свои видом выражая нетерпение и озабоченность. Общаясь с пациентом, медсестра должна тщательно контролировать невербальную информацию, передаваемую пациенту.

К невербальному типу общения примыкают так называемые

ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ:

  • Пауза
  • Интонация
  • Возгласы и восклицания
  • Тон, звучность, тембр голоса
  • Дикция
  • Скорость речи

ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ИЛИ ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ:

  • Тишина
  • Конфиденциальность
  • Адекватное освещение, отопление и вентиляция
  • Удобная поза

        Помимо внешней стороны общения (вербального и невербального) существует еще и внутренняя, скрытая сторона общения – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ людьми друг друга. Эти закономерности определяет:

  • Степень знакомства
  • Предшествующая информация о человеке
  • Личный жизненный опыт общения, например, с категорией медицинских работников
  • Эмоциональный фон

        Важную роль играет «эффект ореола» - первый образ восприятия, доминирующий впоследствии достаточно долгое время.

        В процессе обучения очень важен СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ.

Различают 5 стилей общения:

  1. давление (авторитарный);
  2. уступки;
  3. компромисса;
  4. сотрудничества;
  5. избегания.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЩЕНИЯ определяется двумя критериями:

а) деловой (достижение целей и задач каждого в общении).

б) межличностный, то есть эмоционально окрашенный. В этом случае имеет место реализация целей общения, но и чувство удовлетворения от общения друг с другом.

        Различают ДВА ВИДА ОБЩЕНИЯ:

  1. терапевтическое, эффективное
  2. нетерапевтическое , неэффективное

 

ТЕПАРЕВТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ – благоприятное воздействие, оказываемое на психику пациента.

ЗАПОМНИТЕ!

ФУНДАМЕНТ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ – ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ.

 

Медсестра ставит ЦЕЛИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ:

  1. Предоставление пациенту информации о его состоянии в согласованных с врачом и близких пределах. Медсестра должна быть готова ответить на многочисленные вопросы пациента. Например:

- Что со мной случилось?

- Могу ли я ознакомиться со своей историей болезни?

- Я не вредно ли принимать это лекарство так долго?

- Почему мне дают кислород, разве мое состояние настолько критическое? Я знаю, что кислород дают только умирающим?

  1. Снятие страха перед заболеванием и его лечением.

Страх – это отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни. Обычная среда, заботы семьи, привычное место работы и отдыха, друзья и знакомые создают чувство внутренней уверенности, защищенности. При любом заболевании стабильность нарушается временно или навсегда. Пациент страдает не только от неприятных ощущений (боль, одышка, тошнота, озноб и т.д.), он страдает так же от страха, тревоги, уныния, тоски, бессилия и прочих тягостных чувств. Он не понимает, что с ним случилось, он не уверен, смогут ли ему помочь врачи, он тревожится за вое будущее. Внешние проявления страха различны: от взволнованности и возбуждения – до внутреннего оцепенения и кажущегося безразличия («ушел в себя»). Отсюда и «странные» поступки и разговоры пациента, нытье, плаксивость, вечные жалобы, агрессивность, придирчивость. Чувство страха утяжеляет исход заболевания, и гуманность медработника заключается в том, чтобы помочь их преодолеть.

  1. Вселение надежды и уверенности в улучшении самочувствия.

Таким образом, ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ОБЩЕНИЯ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ, его сверхзадача, центральная идея – помочь пациенту в преодолении дезадаптации, связанной с болезнью.

        СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ делятся на две группы: терапевтические и нетерапевтические.

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ:

  1. ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ

Вы должны хорошо знать пациента. Не только ФИО. Важно узнать его как личность. И эта личность должна быть Вам интересна. Любой человек нуждается во внимании. Больные, как стрики, и дети – особенно.

2. ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ

Медсестры часто используют прикосновения, чтобы утешить ушедшего в себя, подавленного пациента, хоть как-то достучаться до него. Часто бывает, что теплое человеческое прикосновение – единственная связь с миром, остающаяся у тяжелобольного. Прикосновения могут не только сообщать о моральной и личной поддержке, но и физически стимулировать или успокаивать пациента.

3. КОНТАКТ ГЛАЗ

        Что же такое контакт глаз? Вы смотрите прямо в глаза другому человеку. Большинство людей не осознает, насколько это решающий фактор. Пробовали ли Вы когда-нибудь поговорить с человеком, который упорно отворачивается, избегая смотреть Вам в лицо? Это трудно и очень резко влияет на наше отношение к нему. Контакт глаз должен нести только положительные эмоции. Нам  нравятся люди с открытым и дружелюбным взглядом, искренней улыбкой, доброжелательным и дружественным выражением лица, с преимущественно низким голосом.

 

НЕТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

  • ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ИЛИ НЕВНИМАТЕЛЬНОЕ ВЫСЛУШИВАНИЕ.

Что означает выражение «слепота зрячих»?

  • КОНСТАТИРОВАННОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Например: на прием пришел пациент, у которого диагноз «чесотка» был, что называется, «написан» на руках и на лице. Врач повернулся к медсестре и произнес одно-единственное слово: «Вилькинсон». Это означало, что больному следует прописать специальное средство для лечения чесотки – мазь Вилькинсона. Медсестра выписала рецепт и молча, протянула его пациенту. Тот взял бумажку, молча, вышел из кабинета, а придя домой, написал жалобу.

Как Вы думаете, о чем шла речь в жалобе пациента?

  • БЕЗРАЗЛИЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ.

Нередко можно слышать, как о пациенте говорят: «диабетик», «астматик», «ревматик» и т.д. Эти неологизмы затеняют, отодвигают на задний план индивидуальность пациента, вызывая у него негативную реакцию. Во избежание упрека в невежливости, а то и грубости, иногда используют, обращаясь к больному, уменьшительные эпитеты: «голубушка», «бабуля» и т.д. медицинские работники словно отгораживаются ими от больного, возводят между собой и пациентом незримую, но непреодолимую преграду.

  • НЕОТПРАВДАННОЕ ДОВЕРИЕ.

Медсестра поручает престарелому пациенту самому в определенные часы принимать лекарство. Конечно, пациент часто забывает об этом и лечение становиться неэффективным.

  • СТОЙКОЕ ИЛИ ИСПУГАННОЕ МОЛЧАНИЕ.
  • ФАЛЬШИВОЕ УСПОКОЕНИЕ.

В приемном покое врач моет руки и машинально, не задумываясь над своими словами, говорит пациенту, доставленному после автокатастрофы: «Не волнуйтесь, нога у Вас еще вырастет».

  • МОРАЛИЗИРОВАНИЕ.

Медсестра внушает пациенту: «Болезнь есть наказание за Ваши грехи. Подумайте, за что Вас Бог наказывает, и покайтесь».

  • КРИТИКА, НАСТМЕШКА, УГРОЗА.

Акушерка говорит на приеме молодой беременной женщине: «И кого же ты родишь, такая худющая и бледная, с таким-то гемоглобином, интересно мне знать».

ПОДДЕРЖАНИЕ СВЯЗИ С ПАЦИЕНТАМИ,

НЕСПОСОБНЫМИ К ВЕРБАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ

        В Вашей практике могут встретиться пациенты, глухонемые от рождения или потерявшие речь в результате заболевания (инсульт, следствие травмы черепа и т.д.).

Вы можете общаться с ним:

  • Письменно;
  • Посредством карточек с рисунками, на которых изображены: стакан с водой или мочеприемник и т.д., например,

ДАТЬ СУДНО?

  • Через физический контакт (предложите Вашему пациенту закрыть глаза или пожать Вашу руку каждый раз, когда от хочет ответить на ваш вопрос «Да»).
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz